А вы хотели бы жить в эпоху Ренессанса?
Добавлено: 19.04.2012 в 23:05 Просмотров: 2787

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. В воспеваемых
эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось. К мытью тела
тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно —
простудиться можно. Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень
дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало,
иногда любимое сожжение приходилось заменятьчетвертованием, а позже —
колесованием.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.)
признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день
свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.
Папа
Климент V погибает от дизентерии. А Папа Климент VII мучительно умирает от
чесотки…
Как и король Филипп II. Герцог Норфолк отказывался мыться из
религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались,
когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Русские
послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий
зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те
ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.
«Водные ванны утепляют тело,
но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже
смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что
в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему
высочайшим декретом были упразднены общественные бани.
Если в ХV — ХVI веках
богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще
перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но
только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили
клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по
совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо
принимать водные процедуры.
Все гигиенические мероприятия сводились только к
легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем
случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или
ухудшиться зрение».
В те смутные времена уход за телом считался грехом.
Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не
мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения.
Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую
воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не
знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и
монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.
Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф. Е. Бильцу в
популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ
мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке
или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта
безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — После пятой
или шестой ванны к этому можно привыкнуть...». Доктору мало кто верил…
Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как
реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской
парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и
стойкими духами.
Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом
настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно,
Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным
душиться.
Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при
посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал
зловоние от тел и одежд.
Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне
естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии
естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за
ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.
Европейские
города утопали в нечистотах:
Жители домов выплескивали все содержимое ведер и
лоханок прямо на улицу, на горе зазевавшемуся прохожему. Застоявшиеся помои
образовывали смрадные лужи, а неугомонные городские свиньи, которых было великое
множество, дополняли картину». (Книга для чтения по истории Средних веков. Ч.
2./ Под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1951. – С. 12 – 13.)
Увернуться от
льющегося из окон дерьма было ох как не просто:
Наиболее типична улица
шириной в 7 – 8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая вела
к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже
– не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной
и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного
человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.
Уличное движение составляли три элемента: пешеходы, животные, повозки. По улицам
средневековых городов часто гнали стада». (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI
– XIII веков. – М., 1978. – С. 52.)
Роль забытой канализации выполняли
канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Однако атмосферу
отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же
потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь
распространялась на всю округу.
В позднем Средневековье люди научились
перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи
и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники
ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски То, что не
подлежало переработке, оставалось валяться на улице.
Улицы мыл и чистил
единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на
свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из
укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые
иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка
Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).
Забывшие об античных благах
цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной
лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал
из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные
горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.
Примерно в 17 веке для
защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы. Изначально реверанс
имел своей целью всего лишь убрать обкаканую вонючую шляпу подальше от
чувствительного носа дамы.
В
Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета.
Опорожнялись
во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо
приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные
вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как
однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было
утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились
глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской
спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха,
незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем
придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным
использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.
(До сих пор парки
Версаля воняют мочой в теплый день.)
Кровати, представляющие собой рамы
на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в
средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные
балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные
насекомые с потолка не сыпались.
Считается, что мебель из красного
дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.
То
же творилось и в Версале…
П. С. А глядя в фильмах на эту роскошь и
красоту прямо с трудом верится, как было на самом деле.
А КАК ДЕЛА
ОБСТОЯЛИ В РОССИИ, В ТЕ ЖЕ ГОДЫ
А русский моется да рад
Русский
народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе
баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней "по-белому" или
"по-черному". Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились
"по-белому". Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены
окатывали водой, и это называлось париться "по-черному".
Был еще один
оригинальный способ мыться - в русской печи. После приготовления еды стелили
внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь.
На стены плескали воду или квас.
Баня испокон века топилась по субботам
и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и
обязательно натощак. Считалось, и кстати, совершенно справедливо, что поход в
баню на полный желудок приводит к повышению веса.
Глава семейства
готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом,
крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а
листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали
мыться и париться.
Красен город банею
Общественные бани
строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея
Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из
трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.
Мылись в таких банях все
вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально
приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. "Не только мужчины, но и
девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести
так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей,
прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью", - писал
один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя
распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду
реки.
Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с
большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому
в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как
вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге.
Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых
предусматривались мужское и женское отделения.
Постепенно люди с
коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и
стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани
(их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу
Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил
бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в
Царском Селе.
От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом
из мало-мальски крупных городов были свои "Сандуны".
Вообще старая баня была для русского народа чем-то вроде
современной поликлиники. Вывески вроде: "Здесь стригут, бреют, ставят пиявки и
пущают кровь" были обычным явлением. В парной лечили все виды простуд,
бабки-костоправки правили вывихи, "пресекали" радикулиты, заговаривали грыжу,
"правили животы" как мужчинам, так и женщинам.
Рубрика:
Русская баняЕсли понравилось - жми здесь:
Также в этом разделе: