Разделы
 Рецепты (67)
 Очищение организма (74)
 Лечение водой (17)
 Причины старения (5)
 Секреты других стран (16)
 Лечение минералами, металлами (17)
 Русская баня (17)
 Здоровое питание (40)
 Настойки, капли, бальзамы, элексиры (20)
 Восточные методы оздоровления (10)


Поиск
 


Реклама


Случайный рисунок
Принт дня [Print: Господи, как жрать охота...]

Поиск по картинкам

Самое популярное

О русской бане! Истоки традиций

Добавлено: 19.04.2012 в 22:58             Просмотров: 2504


 

 

Русский пар!

Лев Гумилев в книге "Древняя Русь и Великая Степь" пишет, что христианство трудно приживалось на Руси Киевской, но еще труднее у славянских племен, покоренных киевскими князьями. Военная победа над славянскими язычниками - вятичами была одержана Владимиром Мономахом, но духовная или, точнее, идеологическая победа заставила себя ждать до XIV в. На самой Руси в узком смысле слова (Киев, Чернигов, Переяславль) двоеверие существовало долго. Самый древний культ - почитание духов умерших - устоял вплоть до XX в. Эти духи - навии - требовали от живых людей немного: угощения в Чистый четверг и вытопленной бани с приготовленными полотенцами, на полу бани рассыпали золу с пеплом, а на другой день находили на золе следы, похожие на куриные, в чем усматривали доказательство посещения бани покойниками - «приходили к нам навии мыться».

Разумеется, священники утверждали, что приходили бесы, но, самое интересное, факт этот под сомнение не ставили. После того как баню готовили для навий и поддавали пару, люди не входили туда до следующего дня. Весь обряд был отнюдь не обременителен.

Внедрение греческой веры и культуры, христианства, привело к некоторому усложнению системы, т. е. сыграло роль негэнтропийного импульса. Там, где язычество устояло, - у полабских славян - победили немцы в конце XII в. А там, где создались сложные системы, - на Руси, в Польше, Чехии - немецкий натиск был остановлен. Таким образом, «навьи чары» сыграли для славянского этногенеза достаточно положительную роль. Христианские церковники махнули на них рукой, оставили баню в покое, уничтожив лишь те культы, которые практиковали кровавые жертвоприношения, т. е. разновидности сатанизма.

В летописи, приписываемой монаху Нестору «Повесть временных лет» описано парение в бане новгородцев. Нестор, уже с позиций христианства пишет о банях, относя события ко тому времени, когда св. Апостол Андрей Первозванный, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился затем и в Новгород, где узрел чудо - парившихся в бане людей. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, были похожи были по цвету кожи на сваренных раков: «Придите в Новгород и увидите, как разожгут свои печи докрасна, разденутся, и хвощутся, и обольют себя квасом, и снова хвощутся прутьями молодыми, и бьются сами, и то с ними станет, что слезут чуть живые, и обольются студеной водою, и только тогда оживут...».

А вот «Радзивилловская летопись» повествует о мести княгини Ольги древлянам за смерть мужа. Прибывшим к ней послам древлян Ольга повелела: «Помоетесь и придете ко мне». Те в жарко истопленную баню вошли и парились. И спросила Ольга, нравится ли им баня, и повелела зажечь (баню) от двери, там все и сгорели».

В «Радзивилловской летописи» повествуется также и о том, что в 907 году в Договоре князя Олега с Греками были специальные условия, в коих оговаривалось, чтобы войска Олеговы даром пользовались греческими банями: «и да творят им мовь, сколько хотят».

Уже с XI века при христианских православных монастырях существовали общественные бани для неимущих, бедных, разорых крестьян и странников. Об этих банях упоминается в Уставе Великого князя Владимира Святого от 996 года.

В 1091 году епископ Ефрем, в последствии - Киевский митрополит, повелел «заводить строение - банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е., бесплатно. -ред.) врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц.

В летописях XI-XII в. в. упоминается водопровод, построенный для «Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу Ивана Каметы проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

Церковники смогли навязать населению мнение считать местную, не византийскую баню «поганой». Не принизив баню - как материальный факт - невозможно было принизить «бывших» языческих богов. Поэтому церковь через монастырские указы и негласные распоряжения все таки довела дело до победного конца.

В бане запрещалось ставить иконы и молиться. Так как там живет нечистая сила, запрещалось вносить в баню с собой одежду. Нельзя было также «поганую банную утварь» приносить в избу. После же мытья и парения считалось необходимым окатить себя чистой студеной водой или окунуться в озеро или речку, независимо от времени года, зимой же покататься по снегу, чтобы смыть с себя всю нечисть. Не сделав этого, человек не имел права войти в церковь.

Вообще, в тот же день сразу после бани ходить в церковь не полагалось. Поэтому уже в новые христианские времена «банный день» не был привязан к святым дням - пятнице и воскресенью, но допускался в день, который был святым только для иудеев - в субботу. «Помни день субботний: иди в баню». «Те, кто моется по воскресеньям, будут постоянно болеть.» Последнее суеверие широко распространено в городской среде и в наши дни.

Даже «банище» (место, где раньше стояла баня) долгое время считалось нечистым и строить на ней избу не годилось. В редких случаях допускалось ходить в баню также и во вторник с четвергом. В понедельник не рекомендовалось "девкам голову мыть - косы вылезут".
Были и особые ритуальные дни, в которые положено было париться в бане. В Месяцеслове находим: "23 июня - Аграфены купальницы: начало купанья; накануне (и в ночь) Ивана Купала собирают лечебные и знахарские коренья и травы. Моются и парятся в банях; общее купание с песнями и прочими забавами.

Но в народной медицине, как и встарь, горячая парная баня продолжала считаться одним из основных целебных средств против многих болезней. "Баня - мать вторая или мать родная. Баня парит, баня правит. Коли б не баня, все б мы пропали". В бане читались заговоры над больными лихорадкой, страдающими от различного рода нагноений и кожных заболеваний; распарив больного, правили вывихи и переломы.

Баня также как и при язычестве играла большую роль в свадебном обряде - помыться и попариться перед венчанием и после брачной ночи считалось необходимым условием. Баня продолжала фигурировать в обрядах, связанных с рождением ребенка. Предложить уставшему путнику истопить для него баньку было необходимым условием гостеприимства для русского народа, вспомните, чем укорял Иван-царевич Бабу-ягу - тем что баньку истопить не предложила.

Помимо очищения в буквальном значении, мытье в бане, несмотря на всю ее «нечистость», воспринималось как действо, имеющее цель очищения духовного и ритуального. "Баня все грехи смоет". В связи с этим паренье в бане рожениц после разрешения от бремени, невест перед венчанием и супружеской пары после первой брачной ночи имело почти религиозный, хотя и не христианский, характер обязательный практически по всей России.

Баня также по-прежнему использовалась и в качестве места поминовения умерших. "По словам древнерусского поучения домонгольской эпохи, в [Великий четверг]... предлагают мертвым разную пищу и топят для них бани; посреди бань насыпают пепел, и если потом замечают на этом пепле следы, тогда говорят: "приходили к нам навья (покойники) мыться".

В некоторых областях России верили в «банную бабушку» — дряхлую добрую старушонку, помогавшую от всех болезней. К ней обращались с заговором, когда мыли больного золотушного ребенка в первый раз после рождения. По поверьям в нетопленой бане всегда живет особый дух, часто вредящий людям «байниха», «банная бабушка», «обдериха». Особенно она не любит рожениц, и их нельзя оставлять в бане одних. Банная бабушка, банная матушка - мифическое существо, обитающее в бане: дряхлая добрая старушка, лечит от всех болезней. Появление банной бабушки иногда непосредственно связано с родами: она сопутствует роженице и ребенку; обычно доброжелательна к слабым, больным.

Чаще чем в «бабушку» верили в «банника», «банного». Опасались во время мытья стучать и кричать, а то «банный» невзлюбит. Горячий пар на время выгонит его из бани. По поверью, если в один вечер три очереди людей вымылись в бане, настает очередь мыться «банному», и человеку в это время оставаться в ней опасно, «банный» не даст ему мыться. В лучшем случае, «банный» может испугать моющегося. Будет плескаться из кадок холодной и горячей водой, швыряться горячими каменьями с каменки или выбежит, хлопнув дверью, за баню и будет бормотать там гробовым, страшным голосом. В худшем варианте - сдерет с живого кожу (его ведь представляли с когтистыми лапами вместо рук и ног). Он истязает и замучает до смерти тех, кто приходит в баню не благословясь или около полуночи, особенно в ночи под праздники или святки.

«Банника» представляли и в виде кота со сверкающими глазами, собаки или лягушки. Когда впервые топили новую баню, бросали сверху на печь соль в виде жертвоприношения баннику. Ему жертвовали также черную курицу, кости которой закапывали под порогом. Мыться в бане предпочитали около пяти — семи часов пополудни, но ни в коем случае поздно вечером, иначе банник и каменку разломает, и всю воду выльет.
При входе в баню обращались с приветствием к баннику, а при выходе благодарили его: «Спасибо тебе, Байнушко, на парной байничек». Чтобы не сердить банника, старались во время мытья не греметь, не стучать и громко не разговаривать. Нарушающего этот порядок человека банник мог испугать, бросая камни с печи, и даже содрать с него живьем кожу.Опубликовано на ruslife.org.ua

Если банник начинает сердиться, то моющимся людям следует двигаться к выходу задом наперед. Уходя из бани, оставляли баннику метлу, кусок мыла и воду в лохани, чтобы он мог помыться. Когда последний жар, три раза сходят в баню - четвертый не ходи: «баннику» надо мыться.

Приговаривают, в баню идут: «Банный князь, Возьми нашу грязь, Дай нам чистое тело». Обратно идут: «Спасибо, банюшка, обмыла». Метелка, мыло — в бане все остается. Воду в бане до конца никогда не выливают, чтоб хозяин помылся.Опубликовано на ruslife.org.ua

В банях остригали волосы, ногти, затем их сжигали или закапывали в землю, иногда пускали в проточную воду, но реже, - неизвестно где остриженные волосы могли выплыть, и неизвестно кто мог бы ими воспользоваться в колдовских целях.

Разумеется, в банях и колдовали. Если девушке нужно было приворожить милого, да так, чтобы "вовек не разлюбил", она должна был выдернуть из веника хворостину, положить ее под порог, дождаться, пока порог переступит ее любезный, а уж потом бежать с этой хворостиной в баню, чтобы там ее пристроить повыше. Чем выше лежит хворостина, чем пар жарче, тем больше будет сохнуть по ней милый.

Часто баня была местом для гаданий. Вот пример типично банного гадания: незамужние девушки выставляли на мороз кто щеку, а кто и определенные части тела, и спрашивали домового, каков будет их суженый. Если тела касалась мохнатая и теплая рука, то считалось, что замужество будет счастливым и богатым. Если холодная, гладкая - это было не к добру .

Для «банного» оставляли в бане веник, кусочек мыла, щелока или золы и немного воды в ушате, благодарили его при выходе. При первой топке новой бани бросали наверх, на печь, горсть соли и закапывали под порогом задушенного черного петуха или курицу. А в бане для «банника» оставляли кусочек хлебушка и соль. Иногда яства.

Вообще баня неразрывно связана также и с русской кухней - супы на Руси всегда были более жидкие, чем во всем мире, звались похлебками, хлебаловом, юшкой, так как жидкое после баньки чрезвычайно потребно. И недаром также более тысячи известных рецептов напитков: киселей, изваров, сбитней, морсов, квасов, медов, пива, браги пились из рожденной для послебанного пира посуде – в братине.
И да с двух рук и так хлебнуть, чтоб в рот не поместилось и окрест потекло!

Помните присказку - «я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

 


Рубрика: Русская баня


Если понравилось - жми здесь:

Также в этом разделе:


Всё о баньке!!!

А вы хотели бы жить в эпоху Ренессанса?

Для любителей бани. Вяжем веники сами.

О пользе бани, сауны





Copyright © 2007 - 2012 Kardinal-Group
Для связи: [email protected]